Кибернетика и Интерфейсы Как мы уже говорили – периферийные (внешние) устройства компьютера предназначены для расширения его функционала, например, для получение данных извне и вывод обработанного результата в мультимедийном виде. Но на них лежит немаловажная роль – организация взаимодействия с пользователем. Именно посредством внешних устройств пользователь способен управлять компьютером, вводя в него команды через устройства ввода и получая обратную связь через устройства вывода. Чем формируется интерфейс. По сути – интерфейс – это способ «общения» между аппаратными и программными средствами компьютера. Например, взаимосвязь компьютера и внешних устройств посредством аппаратных портов и предназначенных для этого алгоритмов - уже вид внутреннего межсистемного интерфейса. Взаимодействие машины с человеком требует пользовательского интерфейса. Пользовательский Интерфейс основан на особенностях человека воспринимать окружающий мир и возможностях вносить в этот мир изменения. Аппаратный интерфейс во многом определен механическими возможностями человеческого тела. Он включает в себя набор устройств, с которыми человек будет взаимодействовать физически для реализации эффекта управления. Это могут быть рычаги, манипуляторы, педали и кнопки для механического воздействия, а также микрофон, для отдачи голосовых команд при наличии голосового интерфейса. Программная часть интерфейса полностью основывается на машинной логике. Большая часть его скрыта от глаз обычного пользователя современной вычислительной техники. Графический интерфейс пользователя – куда более сложен в реализации чем кажется на первый взгляд. Разберем его подробнее. Графический интерфейс пользователя – это элемент программной части общего интерфейса. Он реализуется только при наличии устройств вывода таких как мониторы. Здесь благодаря визуальной составляющей пользователю предоставляется более удобная возможность диалога с машиной – и прямая и обратные связи реализуются благодаря ряду визуальных решений. Именно организация таких визуальных образов и делает этот вид интерфейса наиболее удобным на данный момент и к тому же более сложный в плане реализации. Почему? Допустим, что и голосовой и командный интерфейсы требуют от человека минимального понимания машинной логики. В то время как графический интерфейс использует образы и объекты интуитивно понятные каждому человеку. Он подает нам сигналы, которые нам во многом знакомы в обыденной жизни вне всяких компьютерных систем. Например, Красный – опасность или завершение; Вращающиеся часы – время ожидания; Х-образный крест – остановка или прерывание. То есть для создания графического интерфейса необходимо понимание особенностей человеческого восприятия, нужно знать, какие образы и формы наиболее понятны большинству пользователей, а какие – будут вводить человека в заблуждение, препятствуя его связи с машиной. В большинстве случаев – для реализации графического интерфейса, разработчики прибегают к архетипу рабочего места, верстака или рабочего стола. Большинству программ свойственна следующий внешний вид: Посередине будет располагаться Рабочая Область – место, где пользователь будет вести разработку объекта, манипулировать с ним, вносить изменения, редактировать. Вокруг это области размещены панели инструментов и меню настроек. Но графический интерфейс не был бы возможен, без внедрения такой технологии, как – манипулятор типа «мышь», чьи принципы в дальнейшем эволюционировали в сенсорные экран типа «тач-скрин». Эти аппаратные элементы графического интерфейса пользователя позволили человеку интуитивно-понятными движениями и жестами манипулировать с графикой на экране. Кибернетика Кибернетика — это наука об информационных процессах внутри сложный систем управления, будь то машины, биологические организмы или социальные соединения. Слово «кибернетика» впервые использовалось Платон в работе «Законы» четвертого века до нашей эры. Тогда этим словом обозначались «принципы управления людьми». Андре-Мари Ампер в 1834 и 1843 годах использовал этот термин, для обозначения управления государства и взаимодействия между его составными частями. Сейчас же «кибернетика» практически является синонимом «Информатика» и зачастую заменяет собой обозначение всех электронных вычислительных устройств. Любое взаимодействие человека и машины посредством интерфейса (как аппаратной, так и программной его частей) можно назвать кибернетическим взаимодействием. Так или иначе взаимодействие человека и машины направлено на расширение функции самого человека. Это очередная попытка человека делегировать свой потенциал техническом системам, тем самым овнешнить себя посредством уже более сложных электронных вычислительных систем.  Исходя из этого дадим определение кибернетики с точки зрения информатики: Кибернетика – это взаимодействие человека и машины. Кибернетическая связь необходима для расширения потенциала пользователя посредством связанных с ним машинных систем. Кроме того, она направлена на управления пользователем системой. Задачами кибернетики в настоящее время является повышение степени автоматизации информационных систем, что требует разработки и внедрения принципов Искусственного интеллекта, что приведет к уменьшению роли человека в управлении сложными системами. Так же важным аспектом является стремление к упрощению интерфейса человек-машина, создание более интуитивно-понятных его версий. Здесь автоматизация - способность технического устройства или системы работать без вмешательства человека. Степень автоматизации - это уровень вовлеченности человека в технический процесс. Чем выше автоматизация - тем меньше система требует внимания со стороны человека. Автоматическая же система способна работать автономно от человека.

Теги других блогов: компьютер интерфейс пользователь